Структура общества. Общество и природа

План

1. Структура общества

2. Общество и природа

 

1. Структура общества
Структура общества – это структура социального субъекта, состоящего из множества своих подсубъектов. Среди всех таких подсубъектов можно выделять два основных вида – интенсивные и экстенсивные подсубъекты. Первые выражают основные функции социального субъекта и не могут вести независимого существования. Таковы, например, экономика, политика, религия и т.д. Экстенсивные субъекты представляют собой подсубъектов, которые могут вести относительно независимое существование как малые субъекты – это, например, народы, нации, роды, племена, семьи, отдельные люди. Экстенсивные субъекты образуют иерархию, на вершине которой находится общество как максимальное социальное целое.
Если касаться функциональной структуры субъектов, то здесь мы встречаемся с некоторой универсальной системой делений, которая так или иначе должна быть присуща любой форме жизни. Такие деления можно выразить в форме Закона Развития жизненных форм, который, в свою очередь, делится на несколько своих подзаконов:
1) Закон Подготовки – обеспечивает возникновение внутреннего мира и телесности данной формы жизни и доведедения ее до первой взрослой формы,
2) Закон Реализации – обеспечивает выживание (Закон Адаптации) и достижение жизненной цели (Закон Цели) живого существа на стадии ее взрослой формы,
3) Закон Удаления выражается в разрушении и исчезновении данной формы жизни, завершая ее жизненный цикл.
Общество, как социальный субъект, подвержено действию всех трех фазовых законов развития, в свое время возникая, созревая, выживая и достигая своих целей, и затем постепенно исчезая из существования.
Рассматривая задачи социального субъекта, можно выделять следующие основные его функции, с каждой из которых связаны соответствующие социальные структуры:
1) обеспечение рождения новых людей и их выживания (система родильных домов, система здравоохранения и т.д.),
2) социальная трансляция – процесс передачи опыта от прежних поколений новым, вновь приходящим поколениям (семья, школа и т.д.),
3) материальное производство (строительство, сельское хозяйство, система транспорта, промышленность и т.д.),
4) нематериальное производство (создание знаний, произведений искусства, религия и т.д.),
5) организация социальных процессов (распределение, рынок, этика, медицина, политика и т.д.),
6) социальная память - система хранения накопленного социального опыта (музеи, библиотеки и т.д.),
7) целевая система – поддержание и развитие целей общества (государство, политические партии, гражданские движения и т.д.),
8) система социального удаления – обеспечение процессов старения и смерти социальных субъектов (хосписы, ритуальная служба и т.д.).
 
2. Общество и природа
Хотя человек входит в состав социального целого, но он тем самым не изолируется от Природы. Природа продолжает действовать на человека и в составе общества через окружающую среду (внешняя природа), которую использует общество для своих нужд (например, в материальном производстве), и через организацию дочеловеческих форм жизни, которые продолжают быть частью человека в составе его полной организации (внутренняя природа). Тело человека создано из физического вещества и продолжает подчиняться физическим законам. В составе человека продолжают существовать растительная и животная форма жизни, выражающиеся и в своих аспектах человеческой телесности, и в своих типах организации внутреннего мира. Например, когда человеком обуревают аффекты, он теряет контроль разума над своим поведением, структура его внутреннего мира приближается к животной форме жизни с конечными изображениями во внутреннем мире. Социальная жизнь должна учитывать такую сложную комбинированную природу человека, тем или иным образом организуя внутри социальной структуры области реализации более природных ипостасей человека. Например, остатком растительной формы жизни в человеке является сон, и его активность периодична, выражаясь в смене периодов сна и бодрствования. Общество должно приспосабливаться к такому циркадному ритму активности телесной организации человека, синхронизируя с нею другие свои активности. Или сексуальная активность человека организуется в рамках семьи.
Как внешняя, природа приходит в общественную жизнь в роли среды. Здесь нужно отметить, что общество вообще тяготеет к своей тотализации и включению в себя внешней среды, чтобы сделать ее своей частью. Мы делаем дома все больше, так что внутри себя они уже напоминают малые миры со своим пространством и средой. Та же тенденция присуща городам, в которых формируется своя социально-природная среда, так что природная среда оказывается частью общественной среды, а не наоборот. В такой тенденции нет ничего страшного, если только социальная среда не разрушает природную. В последнем случае мы имеем печальные примеры урбанистических ландшафтов, в которых разрушены природные составляющие, что приводит к деградации и внутренней природы человека. В более гармоничном случае природная среда может не просто неразрушительно войти в состав социума, например, в виде национальных парков, заповедников и т.д., но, более того, природная среда могла бы быть преображена своим союзом с социальностью, получив от человека дополнительный импульс развития, хороший пример чего мы видим в том аспекте феномена одомашенных животных, где они умерили свою звериную натуру и проявили более этические формы собственной сущности.

Выступая как вершина развития дочеловеческих царств природы (неорганического мира, растений и животных), человек начинает все более в своем развитии нести ответственность за мир природы. Рождаясь из лона природного мира, человек должен отдать Природе долг, привнося в нее человекомерные определения. Каждое царство природы для полноты своего развития должно выразить в себе моменты иных царств – как более низких, так и более высоких. Этот принцип можно называть принципом подобия – для любых начал А и В в начале А есть момент АВ («А-при-условии-В»), через который А подобно В. Не только в человеке Ч есть сторона ЧнеЧ – «нечеловеческое в человеке», в частности, «природное в человеке», о чем уже шла речь как о внутренней и внешней природе, но и в самой нечеловеческой природе П есть момент «человекомерности» ПЧ, который может быть активирован и вполне развит только при участии человека. Таков долг человека перед природой – развитие в ней человекомерного момента ПЧ, который в общем случае выражается в творческом преображении мира природы на основе второй материализации идей, к которой призван человек. Это усиление воплощения мира идей в материальных определениях природы, сверх того, что уже достигнуто чисто природными силами, и благодаря той мощи материального воплощения идей, которая возникает в связи с рождением человеческого разума.

.

Сайт управляется системой uCoz