Глава 8. Марксизм

Основоположники марксизма:
Карл Генрих Маркс (1818-1883). Основные философские работы: «Экономическо-философские рукописи», «Капитал».
Фридрих Энгельс (1820-1895). Основные философские работы: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы».
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924). Основные философские работы: «Философские тетради», «Материализм и эмпириокритицизм».

§ 1. Метафизика марксизма

В основе философии марксизма лежат две основные аксиома.
Аксиома материи. Высшим началом в мире является материя, нет ничего, кроме материи и ее проявлений.
Эта аксиома превращает марксизм в разновидность материализма. Точного определения материи мы, правда, не находим у Маркса и Энгельса. У Ленина читаем о том, что материя «не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им»* . Но в таком определении это еще настолько общее понимание материи, что под него подпадают, например, и платоновские идеи. Реально в марксизме присутствует более узкое понимание материального начала как некоторого вещественно-подобного принципа, который в физических процессах в первую очередь выражается как вещество, в сознании – в чувственных ощущениях, среди форм культуры – в науке, среди всех общественных процессов – в массовой экономике.
Вторая аксиома материи:
Аксиома диалектики. Высшее начало находится в непрерывном движении по законам диалектики.
Эта аксиома превращает марксизм в разновидность диалектической философии.
Соединяя вместе аксиомы материи и диалектики, мы получаем вариант философии как диалектического материализма, который утверждает, что высшее начало материально, и материя находится в непрерывном развитии по законам диалектики.

§ 2. Теория диалектики в марксизме

В основе диалектических представлений в марксизме лежат так называемые три закона диалектики. Хотя их можно проследить в истории диалектической традиции до марксизма, например, в философии Гегеля, но впервые явную их формулировку мы находим в работе Энгельса «Анти-Дюринг».
1. Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон утверждает, что в основе всякого бытия лежат противоположные, полярные начала, которые борятся друг с другом и в то же время зависят друг от друга, так что исчезновение одного из начал приведет к исчезновению и второго начала. Это похоже на отношение мужа и жены – они все время ругаются, пока вместе, но жить друг без друга не могут. Более серъезные примеры диалектических полярностей – положительное и отрицательные электрические заряды, анаболизм и катаболизм в обмене веществ, традиции и новации в развитии общества и т.д.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Утверждается существование двух уровней развития. Первый уровень – это уровень малых количественных накоплений, постоянно и непрерывно идущий в процессе развития всякой системы. Второй уровень – уровень крупных качественных градаций развивающегося процесса, каждая из которых достаточно длительно может оставаться неизменной, пока в ее рамках идет количественное изменение, а затем резко и скачком меняется на другое качество, которое затем вновь может оставаться в процессе развития достаточно длительное время (см. рис.1).

Рис. 1

Классический пример – изменение агрегатного состояния вещества, например, закипание воды. Вначале вода находится в жидком состоянии (первое качество), а затем резко при температуре 100оС переходит в газообразное состояние (второе качество), в то время как температура (количество) растет в этом процессе непрерывно.
3. Закон отрицания отрицания (двойного отрицания, спирального развития). Развитие качеств осуществляется периодично, и в рамках одного периода развития сменяют друг друга три основных этапа – «тезис» (полагание некоторого первичного качества), «антитезис» (его отрицание в рамках некоторой целостности) и «синтез» (соединение тезиса и антитезиса в некотором высшем единстве-синтезе, где каждая из двух полярностей оказывается стороной-аспектом этого единства). В этом случае антитезис является первым отрицанием, синтез – вторым отрицанием тезиса (см. рис.2).

                
Рис.2

Закон двойного отрицания утверждает два плана, в которых могут рассматриваться эти отрицания. В одном плане – плане формы – второе отрицание полностью возвращает синтез к тезису, выражая момент цикличности в развитии. Во втором плане – плане содержания – второе отрицание удаляет синтез от тезиса еще более, чем антитезис. В плане содержания выражен момент линейности развития. В целом, соединяя эти два плана, получаем образ движения от тезиса к синтезу как один виток спирали, в котором синтез по форме возвращается к тезису, а по содержанию удаляется от него все дальше (см. рис.3).


Рис. 3

§ 3. Философия природы в марксизме (диалектический материализм в узком смысле)

Как Маркс в социальной философии, так и Энгельс в философии природы мечтал о создании столь же фундаментальной системы, которая отражена в «Капитале». Энгельс задумывал создание столь же всеохватывающего труда. Но в реальности ему удалось создать лишь ряд набросков, которые издателем были объединены под общим названием «Диалектика природы». Главное открытие Энгельса в этой области состояло в понятии «форма материи». В процессе диалектического развития материя образует крупные дискретности (качества), соответствующие тезисам все более высоких порядков (синтез есть тезис более высокого порядка). Каждая такая дискретность и есть форма материи, которых Энгельс выделил пять (см. рис.4). Поскольку материя в марксизме неотрывна от понятия движения и развития, то каждая форма материи есть одновременно определенная форма движения.


Рис.4
Эти формы материи-движения следующие: 1) механическая (перемещение в пространстве), 2) физическая (движение атомов и молекул без изменения их структуры), 3) химическая (с изменением структуры атомов и молекул), 4) биологическая (питание, рост, размножение, биологическая эволюция) и 5) социальная (история). Как тезис предыдущего порядка включен (вместе с антитезисом) в состав тезиса последующего порядка, так и каждая предыдущая форма материи оказывается включенной в состав последующей формы, но кроме того восполняется в ней некоторым новым принципом (момент антитезиса). Отсюда получается идея уровней организации, когда более высокая форма материи оказывается несводимой и неразложимой полностью на законы и принципы предшествующей формы материи. Например, биологическое движение хотя и содержит в себе физико-химические процессы, но не сводимо только к ним и должно быть для своего полного объяснения выражено в некоторых новых, собственно биологических законах и принципах. Более подробно Энгельс разработал переход от четвертой к пятой форме материи, т.е. теорию происхождения человека и общества (антропосоциогенеза). Как известно, он предложил здесь трудовую теорию антропосоциогенеза, суть которой, коротко говоря, заключается в следующем. Предки человека обладали способностью к сложной орудийной деятельности при еще недостаточно развитом сознании. Процесс интериоризации (отражения во внутреннем мире, в психике) сложной структуры трудовой деятельности привел к возникновению сознания как более сложных структур психики. Так умная рука породила умную голову. Отсюда возникло известное выражение Энгельса «труд создал человека».
Наконец, свой вклад в философию природы в марксизме внес Ленин. Он выдвинул концепцию так называемого «отражения» - некоторого аналога современного понятия информации. В общем случае отражение – это воспроизведение структуры одной системы в структуре другой. Каждой форме материи соответствует не только своя форма движения, но и своя форма отражения. Простейшая форма отражения – механическая, например, отпечаток одного предмета на другом. Более сложная форма отражения – физическая, например, отражение света от зеркальной поверхности. Под химическим отражением можно понимать, например, воспроизведение структуры одной химической реакции в структуре другой реакции. Ощутимый скачок происходит с переходом к биологическому отражению, которое уже выражается в раздражимости и возбудимости живых организмов, на основе которых позднее возникает более сложные формы психики высших животных. Высшей формой отражения является человеческое сознание, соединяющее в себе черты как индивидуальности, так и общественной природы. В процессе развития материи развиваются и соответствующие формы отражения, так что сознание и разум человека возникают не на пустом месте, но имеют долгую историю своего становления из повсеместно разлитой в природе способности отражения.

§ 4. Философия общества в марксизме (исторический материализм)

Заслуга создания социальной философии, которая занимает главную часть в марксизме, принадлежит конечно же Марксу. Развиваясь внутри себя, социальная форма материи также проходит пять основных стадий развития – так называемых общественно-экономических формаций. Это: 1) первобытно-общинная, 2) рабовладельческая, 3) феодальная, 4) капиталистическая и 5) коммунистическая. В каждой формации можно выделить так называемый базис – общественную экономику, и надстройку (идеологию) – все остальное (политику, науку, религию, мораль и т.д.). Хотя в согласии с первым законом диалектики, обе эти полярности взаимно влияют друг на друга, но влияние базиса на надстройку все же является определяющим. Уровень и формы развития экономики определяют все остальные формы культуры, так что для того чтобы по-настоящему понять общество, нужно в первую очередь расшифровать ту систему экономических отношений и структур, которая лежит в основании этого общества. Все остальное, например, искусство, математика или религия, оказываются лишь превращенными и замаскированными формами общественной экономики. Базис развивается постоянно и непрерывно, путем малых количественных накоплений, в то время как надстройка меняется редко и скачками (так реализуется в общественном развитии закон перехода количественных изменений в качественные). В отношениях базиса и надстройки есть два основных периода: 1) первый период, когда уровень развития базиса еще отстает от уровня развития надстройки, и в это время надстройка прогрессивна, способствует развитию общественной экономики. 2) период, когда уровень развития базиса начинает превышать развитие надстройки. Здесь надстройка оказывается реакционной, начинает все более сдерживать развитие базиса, но еще долго может сохраняться, обладая как бы большой инерцией. Наконец, происходит скачок, и одна надстройка резко меняется на другую, которая затем вновь будет сохраняться в истории относительно неизменной.
Кроме полярностей базиса и надстройки, главными движущими полярностями всех формаций, кроме первой и пятой, являются полярности двух основных антагонистических классов этой формации. Классы – это крупные социально-экономические общности, различающиеся своим отношением к экономической собственности. Выделяются класс эксплуататоров – класс господствующий в данной формации, объединяющий собственников экономических ценностей, и класс эксплуатируемых – класс угнетаемый и подчиненный в рамках данной формации. Например, в рабовладельческой формации это классы рабовладельцев и рабов, в феодализме – классы феодалов и крепостных крестьян, в капитализме – классы капиталистов и наемных рабочих (пролетариев). Основу исторического движения, согласно Марксу, составляет классовая борьба, т.е. борьба двух основных классов формации (здесь используется сравнение классовой борьбы с «локомотивом истории»). Господствующий класс заинтересован в развитии и сохранении своей общественно-экономической формации и надстройки-идеологии. Даже когда уровень развития базиса далеко начинает превышать уровень развития надстройки, и общественная идеология все более изживает себя и тормозит дальнейшее развитие, класс эксплуататоров никогда добровольно не отдаст свою власть и не согласится на установление новой формации с новым господствующим классом и идеологией. Поэтому марксизм является сторонником насилия в истории, выражаемом в том, что для перехода от одной общественно-экономической формации к другой (от одной надстройки к другой) необходимо отобрать власть у прежнего класса эксплуататоров силой, в ходе социальной революции. Дело в том, что в недрах прежней зарождаются два класса новой формации, которые одинаково заинтересованы в свержении старой идеологии и создании новой формации. Кроме того, они могут опираться на недовольство класса эксплуатируемых прежней формации. Вот эти три класса (в первобытнообщинной формации это два зарождающихся класса рабовладельческой формации, а в капитализме только один класс наемных рабочих – см. ниже) и могут составить основу социальной революции. Рано или поздно они свергают власть старого класса и побеждает новая формация.
Марксизм стоит на позициях принятия прогресса в мировой истории. В качестве критериев прогрессивного развития признаются два основных. Во-первых, это более технократический критерий, связанный с уровнем развития экономики и ее техническим оснащением. Во-вторых, речь идет о преодолении так называемых факторов отчуждения. В марксизме природа человека рассматривается как общественная. Принимается даже такая формула: «человек есть совокупность общественных отношений». Тем самым подчеркивается, что где-то в основаниях определения своей природы каждый человек есть все общество в свернутом виде, и природа человека изначально коллективна и социальна. Но существуют разного рода факторы, которые сдерживают и не дают проявиться общественной природе человека. Это все то, что разделяет людей, - семья, национальность, профессия и т.д. Такие факторы и носят название факторов отчуждения. Среди всех таких факторов есть главный фактор отчуждения, лежащий в основании всех остальных, - это частная собственность. В истории, полагал Маркс, развитие выражается также в постепенном преодолении разного рода факторов отчуждения и постепенном освобождении общественной природы человека. В первую очередь развитие экономики выражается во все большем преодолении отчуждающей природы частной собственности. Экономическая собственность в истории приобретает все более крупный характер, завершаясь максимальным объединением в эпоху капитализма, когда возникают огромные международные картели, корпорации и монополии. В рамках каждой из таких компаний достигается уже огромное обобществление экономики, и останется лишь слить такие набухшие острова общественного-внутри-частного, чтобы окончательно перейти к последней общественно-экономической формации – коммунизму, где окончательно будут преодолены все факторы отчуждения и получит полное выражение общественная природа человека, в том числе полностью исчезнут какие-либо формы частной собственности.
Но на кого же следует опираться в осуществлении последней социальной революции в переходе от капитализма к коммунизму? И здесь Марксу помог Бакунин, подсказав идею о пролетариате как опоре и движущей силе коммунистической революции. В самом деле, при коммунизме классов уже не будет, так что остается опираться лишь на класс эксплуатируемых при капитализме, который недоволен существующим строем. Но сам пролетариат слишком задавлен своим угнетенным положением и не сможет сам подняться выше чисто экономических требований в классовой борьбе. Поэтому нужна особая социальная сила – коммунистическая партия, которая, используя идеи марксизма, объяснит рабочему классу истинное положение дел, вооружит его передовым учением и возглавит его политическое движение при совершении последней социальной (коммунистической) революции. Так марксизм выходит за границы только чисто философской доктрины, требуя своего осуществления в реальной политической борьбе.

§ 5. Прикладной марксизм

Таким образом, история марксизма не заканчивается только рамками его философской судьбы, но продолжается и в область практических приложений этой доктрины. Здесь мы имеем редкий пример попытки масштабной реализации философской доктрины. Не думаю, что марксизм хуже других философских течений с чисто спекулятивной точки зрения. Ему не повезло лишь в том, что его попытались реализовать. Как знать, как бы мы сейчас относились к Платону, если бы была такая же попытка реализации его идеализма и учения о государстве. Кажется, что кроме марксизма не повезло еще философии Ницше, которую в некоторой степени пытались осуществить немецкие национал-социалисты. В общем случае, по-видимому, любая философская доктрина еще слишком абстрактна, чтобы можно было без опасений реализовать ее. Более того, марксизм в свое время казался гораздо практичнее других философских систем, и, даже несмотря на это, его реализация выявила во многом нежизнеспособность этой доктрины как мировоззренческой системы.
Так или иначе, но марксизм имеет свою историю приложений, что условно можно было бы обозначить как прикладной марксизм.
1846 год – создается первая коммунистическая партия
1847 год – образуется международная коммунистическая организация «Союз коммунистов»
1848 год – выходит «Манифест коммунистической партии», программный документ международного коммунистического движения
1864 год – создается 1-й Интернационал
Таким образом, очень скоро после своего создания философия марксизма начинает облекаться в политические формы и приобретать характер мирового политического движения. Конечно, именно Россия оказалась вовлеченной в наибольшей степени в перипетии прикладного марксизма, и основной фигурой здесь несомненно является В.И.Ульянов (Ленин). Как известно, «русский марксизм», созданный Лениным, отличался от марксизма самого Маркса именно тем, что допускал второй путь перехода к коммунизму – не через перезрелый капитализм эпохи империализма, но через перезрелый феодализм, в котором только начинают нарождаться элементы капитализма. Ленин выдвинул идею особого строя – социализма, который наступает после феодализма и одновременно решает задачу развития промышленности, как это делал капитализм, но соединяя это развитие с промежуточной идеологией-надстройкой, которая содержит в себе черты как капитализма (товарное производство), так и коммунизма (общественная собственность на средства производства). Реально, как мне представляется, получился особый гибридный строй, который соединял в себе элементы капитализма и феодализма (а не коммунизма), растянув существование феодализма в России еще на столетие. Хотя феодализм, конечно, носил здесь особый характер, это был своего рода «коммунистический феодализм» (даже с элементами рабства) со своей идеологией, системой ценностей, иерархией, привилегиями, крепостными, вассалами и сюзеренами и т.д. Вот почему после падения такого феодализма мы вновь встали перед проблемой развития капитализма и вновь вступили в стадию дикого капитализма эпохи первоначального накопления.
В развитии «коммунистического феодализма» в СССР, как мне представляется, можно было бы выделить следующие этапы.
1 этап. Поскольку у Маркса не было разработанной теории переходного периода от капитализма к коммунизму (считалось, что все предпосылки коммунистического строя будут созданы уже в перезревшем капитализме и останется лишь изменить политическую надстройку, чтобы самопроизвольно стал образовываться новый строй), то и в первое время после октябрьской революции в России существовала надежда на самопроизвольное осуществление общественной сущности человека после отмены частной собственности. Затем достаточно быстро возникает понимание, что этого не произойдет, и формируется концепция «родимых пятен» капитализма и необходимости переходного периода. Предполагается, что люди слишком долго находились под гнетом враждебного человеческой природе строя, и его идеология уоренилась в них. Так вслед за идеей «родимых пятен» возникает и идеология «чистки». Нужно ускорить процесс очищения от «родимых пятен».
2 этап. Разворачивается все более ширящаяся борьба с «родимыми пятнами». Сюда входило несколько основных направлений: 1) физическое уничтожение необратимо испорченных людей, 2) перевоспитание обратимо испорченных, 3) изоляция от тлетворных влияний внешнего мира. Наконец, по прошествии времени возникает идея еще одной возможности: 4) вывести новый тип человека, который уже с рождения будет жить без капитализма. Тем более это направление становится все более центральным, что все более складывается убеждение – «родимые пятна» слишком сильно въелись в природу человека и окончательно их победить вообще невозможно. Основой нового строя смогут стать только новые поколения людей, изначально избавленные от воздействия капиталистических факторов отчуждения. Постепенно формируется и становится господствующей установка на идеологию искусственного отбора и своеобразную коммунистическую евгенику. Страна все более начинает напоминать огомный инкубатор по выведению нового человеческого существа. Параллельно крепнут чистки, которые все более убирают старый человеческий материал, не должный влиять на новый тип человека. Возникает не только внешняя изоляция от капиталистического мира, но и внутренняя изоляция «чистых» от «нечистых». Жизнь страны раскалывается на два несоизмеримых между собой мира, где в первом, «белом», мире все более создается атмосфера воспроизведения коммунистического рая, во втором, «черном», мире навеки исчезает выброшенный человеческий материал и царят законы дантовского ада.
3 этап. И вот наконец новый человек, «Homo soveticus», появляется во все большем количестве и даже сменяет несколько поколений. В нем в самом деле изменяется момент человеческой природы, так как с рождения он подвергается массированной пропаганде. Но результат оказывается не вполне ожидаемым – начинают проявлять себя элементы вырождения человеческой природы. Нарастают пассивность и апатия, социальное иждивенчество и комформизм, люди теряют личностное начало и мельчают, что в конечном итоге приводит к глубокому кризису социальной системы и ее переходу в новый капитализм.


* Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.18, С.131.

 

Сайт управляется системой uCoz