Восточная философская традиция значительно отличается от западной. Запад более дифференцирован и аналитичен, больше ценит деятельность органов чувств и разума в процессе познания, подчеркивает личностный характер божества и более активен в общественной жизни. Наоборот, для восточного типа мировоззрения в большей степени характерны целостность и синтетичность, подчеркивание значения интуиции в процессе познания, понимание высшего принципа бытия как некоторого безличного начала, более созерцательное и фаталистичное отношение к действительности. Все эти и другие особенности накладывают свой отпечаток и на восточную философскую традицию.

 

§ 1. Индийская философия

 

Несмотря на все различия школ индийской философии, они все в своей основе так или иначе опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – это древние священные тексты индийской культуры, играющие в ней роль, подобную роли Библии в христианских культурах. Время создания вед уходит во 2-е тысячелетие до нашей эры. «Веда» в переводе с санскрита значит «знание». Эти тексты состоят из следующих частей:

Ригведа – веда гимнов,

Яджурведа – веда жертвенных формул,

Самаведа – веда напевов,

Атхарваведа – веда заклинаний.

Позднее были написаны различные комментарии к ведам. Философское значение особенно имеют так называемые Упанишады, что в переводе с санскрита означает «сидеть у ног учителя». Большое влияние на философию и мировоззрение Индии оказал древнеиндийский эпос Махабхарата, записанный в 18 книгах. Часть 6-й книги этого эпоса составляет Бхагаватгита (сокращенный вариант которой называется Гита), в которой в поэтической форме передается беседа великого воина древности Арджуны и бога Кришны. Арджуне предстоит участие в великой битве, где ему придется сражаться с множеством своих родственников, которых он совсем не хотел бы убивать. Арджуна удручен и подавлен. Кришна раскрывает перед Арджуной великую панораму Вселенной и космического сознания, снимая проблему важности смерти и человеческих условностей.

Учение вед особенно выражено в брахманизме – древней индийской религии. Здесь говорится о множестве божеств, верховными из которых являются Брахма – бог сотворения мира, Вишну – бог, поддерживающий всякое сотворенное бытие, и бог Шива, олицетворяющий принцип разрушения и завершения мировых циклов. Три высших бога образуют три ипостаси единого божества – Троицу, которая на санскрите называется Тримурти («три божества»). В отношении к учению вед все школы индийской философии можно разделить на ортодоксальные, поддерживающие веды, и неортодоксальные – так или иначе не согласные с этим учением. Тем не менее, можно говорить о некоторой общей части индийской философии, которая составляет глубинную основу даже неортодоксальных философских школ. Остановимся вначале на этой общей части индуизма.

 

§ 2. Общая часть философии индуизма

 

Существует единое высшее начало – Брахман. Оно выше всяких различий и разделений, и все, что есть, - это разные стороны и аспекты проявлений Брахмана, которые кажутся независимыми и борящимися друг с другом только ограниченному сознанию. Человек представляет собою начало, уходящее на своих высших уровнях в природу Брахмана. Человек обладает телом и сознанием, но сознание человека не единственно, оно включает множество разных Я, - от малого Я физического материального мира до Абсолютного Я, которое называется Атман. Основная идея брахманизма – идея тождества Брахмана и Атмана. Там, в непредставимых глубинах бытия, подлинная природа человека и его настоящее Я – это сам Брахман. На этой непостижимой высоте реальности человек обнаруживает, что он и Брахман суть одно. Но в обычной жизни обычный человек отождествляет себя со своим малым Я и физическим телом. Цель жизни каждого человека – совершенствование, расширение своего сознания, своего малого Я. Это чрезвычайно трудное дело. Пожалуй, самое трудное, что вообще существует. Легче пытаться изменить других людей или материальные объекты, чем изменить самого себя. Поэтому невозможно достичь столь сложной цели за одну короткую человеческую жизнь. Для этого может понадобиться множество человеческих жизней, и это учение проповедует реинкарнацию – теорию перевоплощения. Высшее Я человека руководит всей его бесконечной эволюцией и ведет его от жизни к жизни. Структура мира закономерна и определяется высшим законом – Дхармой. Этот закон держит бытие и обеспечивает существование. Если человек нарушает закон, равновесие нарушается, и для поддержания бытия оно должно быть восстановлено. Поэтому существует второй закон – закон Кармы, который определяет принципы восстановления нарушенного равновесия. Человек нарушает закон Дхармы не только совершением злых дел, но вообще излишней привязанностью к относительному и условному, абсолютизируя и обожествляя их. Многие и многие жизни человек оказывается привязанным к одному плану существования, не будучи в состоянии вырваться из него и сделать следующий шаг. Такое кружение на одном уровне получает в индуизме свое выражение в образе Колеса Сансары – повторяющейся череды форм жизни, в которых человек мечется как белка в колесе. Цель человека – Мокша: так называется освобождение человека из плена перевоплощений и выход на более высокий уровень бытия, приближение к природе Брахмана. Все философские школы Индии пытаются разрешить эту проблему, найти средства и способы к освобождению, преодолению иллюзий человеческого сознания. Здесь вообще стоит заметить, что главную свою задачу восточная философия видит не столько в изменении мира, сколько в преображении человеческого сознания. Мир по большому счету – это система изображений в нашем сознании. Вместо того чтобы возиться с изображениями, следует изменить сам экран и источник тех изображений, которые на нем возникают, т сознание. Состояние сознания, в котором человек достигает выхода из колеса сансары и преодолевает свою страстную природу, называется Нирвана. Разного рода методы изменения состояния сознания человека, направленные на достижение высшего сознания и освобождения, называются медитацией.

 

Итак, основные идеи этой философии:

1. Брахман – единое высшее начало

2. Атман – высшее Я человека

3. Дхарма – мировой закон

4. Карма – закон воздаяния

5. Сансара – мир страстной жизни

6. Мокша – освобождение из этого мира

7. Нирвана – освобожденное состояние сознания

 

Перейдем теперь к краткой характеристике основных школ индийской философии, понимая, что представленная выше общая часть индуизма так или иначе признается любой из этих школ. Хотя здесь возможны разные вариации, но даже индийский материализм, в отличие от западных своих собратьев, оказывается полубессознательно погруженным в общую философию индуизма, прилагая свои материалистические воззрения скорее не вообще к бытию и человеку, но только к низшим уровням их проявления.

 

§ 3. Школы ньяя и вайшешика

 

Эти две школы часто объединяют в одну, подчеркивая, что школа ньяя больше разрабатывала вопросы теории и логики познания, в то время как школа вайшешики – проблемы онтологии. Происхождение этих школ относят к 4 веку до н.э.

В философии ньяя подчеркивается, что процесс познания включает в себя субъекта и объекта познания, знание (как результат познания) и методы познания. Основными источниками познания служат 1) восприятие, 2) умозаключение, 3) аналогия, 4) авторитет. В школе ньяя было разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме (выводе, состоящем из 5 этапов). Например, человек видит дым на горе (это восприятие), делает вывод, что на горе есть огонь. Структура этого умозаключения представляется в школе ньяя в следующих 5 этапах:

1. Утверждение: На горе огонь.

2. Основание: На горе виден дым.

3. Пример: Где дым, там и огонь.

4. Применение: Сейчас на горе дым.

5. Следствие: Значит, на горе огонь.

Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Ее онтология касалась в первую очередь материального мира. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Затем наступает новый цикл порядка и организации. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях.

 

§ 4. Школы санкхья и иога

 

Эти школы также близки друг другу. Школа санкхья была основана во 2-м веке н.э. древнеиндийским мудрецом Капилой. Она утверждает существование двух высших начал в мире – пуруши и пракрити. Пуруша есть принцип пассивного духа-сознания. Пракрити – активная бессознательная материя-энергия. Пракрити состоит из трех первоэнергий – Гун (в переводе с санскрита «гуна» – «веревка»). Это гуны: 1) Саттва, 2) Раджас и 3) Тамас. Гуна саттва выражает активное положительное начало, например, радость в человеческих чувствах. Гуна раджас – активное отрицательное начало, например, гнев и страдание человека. Гуна тамас представляет пассивное и инертное начало бытия. Сочетания гун образуют 24 первоэлемента, лежащие в основании бытия. Видимый мир, в том числе человек, его душа – это отношение пуруши и пракрити. В этом философия санкхьи напоминает философию Аристотеля, где всякая вещь представляет собою единство формы (пуруши) и материи (пракрити). В то же время санкхья тяготеет к дуализму. Взаимодействия пуруши и пракрити на самом деле нет, это иллюзия конечного сознания. Когда человек понимает, что он – чистый пуруша, чистый дух-сознание, и никакие материальные начала на самом деле его не затрагивают, то он достигает просветления и освобождения.

Иога предлагает метод освобождения от иллюзии пракрити, как бы в конкретных действиях реализуя практические следствия из философии санкхья. Считается, что философия иоги была основана мудрецом Патанджали в 3 веке н.э., который является автором так называемой «Иога-сутры» - древнейшего текста иогической философии. Иога предлагает различные техники упражнения и медитации, выделяет разнообразные состояния сознания человека, учит достижению высшего состояния сознания. В философском отношении отличие иоги от школы санкхья выражается, например, в том, что в иоге утверждается существование высшего божества – Ишвары. Возможны разные виды иоги, подходящие разным людям. Джняна-иога – иога знания. Она больше подходит тем людям, для которых на первом месте стоит познание и размышление. Бхакти-иога – иога совершенствования через чувства человека. Карма-иога – иога действия, предполагающая совершенствование людей практического склада, которые хотят в первую очередь действовать, а потом уже чувствовать и размышлять. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это:

1. Соблюдение нравственных законов.

2. Дисциплина (очищение, аскеза [1] ).

3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела.

4. Достижение контроля над дыханием.

5. Отвлечение чувств от внешних объектов.

6. Концентрация мыслей на одном объекте.

7. Медитация.

8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи-пракрити.

Популярная на Западе хатха-иога – иога телесных упражнений в форме различных асан – представляет собою лишь внешнюю физическую технику глубокой философской системы этой школы.

 

§ 5. Школы миманса и веданта

 

Следующие близкие школы индийской философии – школы миманса и веданта. Миманса в большей степени связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну. Правда, и сон есть до некоторой степени реальность. Так и множественность конечного бытия также обладает некоторой мерой реальности, но реальности условной и относительной. В силу явного утверждения только высшего единства как подлинного бытия, это философское направление получило также название «адвайта веданты», где термин «адвайта» означает «недвойной», т.е. единый, недвойственный. Высшая реальность объединяет в себе три основных принципа: 1) Сат – высшее бытие, 2) Чит – чистое абсолютное сознание, 3) Ананда – чистое блаженство. Такова природа Брахмана, не искаженная иллюзией майи. Главный путь освобождения от иллюзий мира – аскеза и чтение вед.

 

Из неортодоксальных школ остановимся далее на рассмотрении буддизма.

 

§ 6. Философия буддизма

 

Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н.э.), индийский царевич, который по легенде с детства был окружен удовольствиями и роскошью, пока однажды, очутившись за пределами дворца, не увидел три события, которые потрясли его душу и заставили покинуть дворец и стать отшельником. Эти события - старик (старость), больной (болезнь) и мертвец (смерть). Царевич понял, что мир наслаждений и удовольствий рано или поздно сменится болезнями, старостью и смертью, и потому покой и комфорт даже для царя есть скоротечный миг и иллюзия. Подлинный смысл жизни следует искать в чем-то ином. И царевич пошел искать этот смысл. Он учился у многих мудрецов, но ни у кого из них не мог найти вопрос на мучившие его вопросы, пока наконец, погрузившись в медитацию под деревом, он не достиг понимания этого смысла и подлинного успокоения. Гаутама освободился и достиг состояния просветления. С тех пор его стали наззывать «буддой» – «пробужденным», а его учение - буддизм.

Часто буддизм называют «атеистической религией», т.к. на поверхности кажется, что буддизм отрицает бога. Но тогда в этой религии не смогло бы возникнуть той глубины духовного откровения, которая сделала это учение одной из мировых религий. Дело кажется сложнее. Скорее можно говорить о двух образах буддизма – более экзотерическом (популярном) и более эзотерическом (тайном). Утверждения о несуществовании бога скорее следует отнести к экзотерическим версиям буддизма, в то время как эзотерический буддизм конечно же в глубине и тайне утверждает существование Высшего Начала, но предпочитает скорее молчать о нем, чтобы не снизить его образ в сознании человека. Кроме того, судьба самого Будды Гаутамы привнесла свой отпечаток на некоторые стороны его учения. Ему не на кого было положиться в жизни, кроме как на самого себя. И он вполне соответствовал такому образу жизни, подчеркивая в своем учении, что часто люди уповают на бога только для того, чтобы не делать ничего самим. Но каждый человек сам должен совершить тяжелую работу по своему освобождению, и никто не сможет сделать это за него. «На бога надейся, а сам не плошай» - вот, пожалуй, русское представление той формулы буддизма, которая наиболее полно выражает его деятельное умонастроение.

Принимая во внимание сделанные оговорки, обратимся вкратце к рассмотрению идей более известной и экзотерической версии буддизма.

Здесь отрицается существование Бога и высшего Я. Утверждается, что есть только поток возникающих и исчезающих элементов бытия – дхарм. В отличие от атомов, дхармы – это элементы как физического, так и психического бытия. Они все зависят друг от друга, выражая тем самым идею всеобщей обусловленности и взаимосвязи. Человеческое тело и сознание – все это некоторые временно живущие «узоры» дхарм, которые рано или поздно распадаются. Правда, есть и более долговременные комплексы элементов, образующие основу перевоплощающейся души человека. Именно на уровне этих более долгоживущих образований проявляет себя закон кармы. Буддизм принимает теорию перевоплощения, уверждая, что душа проходит многие цепи жизней, вращаясь в колесе сансары. Все условно и потому содержит в себе свое отрицание. Например, радость человека уже в момент зарождения содержит в себе некоторую «бракованность» и червоточину, рано или поздно приводя к страданию. Обычный человек не может испытать подлинного счастья и радости, которые были бы защищены от своей противоположности – несчастий и страданий. Такое счастье – это лишь недолгоживущий комплекс дхарм, который рано или поздно исчезнет и сменится другим комплексом дхарм. Уповать на такие эфемерные образования просто неразумно. Нужно вырваться из этой космической пляски дхарм, перестать отождествлять себя с ними и обрести подлинную реальность. Свою программу освобождения буддизм формулирует в четырех благородных истинах:

1. Жизнь есть страдание.

2. Причина страдания – привязанность к жизни в силу неведенья.

3. Избавление от страдания – преодоление привязанностей.

4. Путь к преодолению привязанностей – так называемый благородный восьмеричный путь, включающий в себя

-         правильное понимание

-         правильное намерение

-         правильную речь

-         правильные дела

-         правильную жизнь

-         правильное усилие

-         правильные мысли

-         правильное созерцание

Во всех формах жизни человек должен избегать крайностей, пытаясь достичь высшего состояния сознания – нирваны.

Уже в этих идеях буддизма мы видим постоянное незримое присутствие некоторой Высшей реальности, о которой более явно говорит эзотерический буддизм. Если бы поток дхарм был единственной реальностью, то невозможно было бы вырваться из него. Коль скоро существует путь спасения, то этот путь куда-то ведет. Он ведет в вечное и безусловное бытие, лишенное мучительного непостоянства и условности мира дхарм. Следовательно, и в экзотерическом буддизме неявно утверждается идея двух сфер бытия – сферы изменчивых дхарм и некоторой Высшей сферы бытия, которую человек постигает в состоянии нирваны. С точки зрения экзотерического буддизма нирвана есть пустота. Более глубокий эзотерический подход, наоборот, утверждает, что мир дхарм есть пустота и иллюзия, а нирвана – подлинная полнота.

Разделение буддизма на более эзо- и экзотерическое направление получило свое выражение в таких двух течениях буддизма, как Хинаяна (малая колесница) и Махаяна (большая колесница). Хинаяна больше распространена в Тибете и Монголии (в форме так называемого ламаизма), Махаяна – в Индии и Китае. В Хинаяне предполагается, что путь спасения доступен лишь избранным, следующим пути монаха и ушедшим от мира. Для спасения необходимы специальные ритуалы и обряды, недоступные простому человеку. В Махаяне предполагается, что спасение доступно всем, для чего достаточно вести правильный образ жизни, следуя в самой жизни учению Будды.

Подобно тому как у католиков есть высший первосвященник – римский папа, существует глава всех буддистов – Далай Лама. После захвата Тибета китайцами ныне здравствующий Далай Лама 14-й живет в изгнании, за пределами Тибета. Он бывает с визитами во многих странах, рассказывает западным народам о культуре и религии буддизма и даже является лауреатом нобелевской премии мира.

 

§ 7. Немного о философии индийской медицины

 

С индийской медициной обычно связывается учение о чакрах («чакра» на санкскрите означает «колесо»). Чакрами называются энергетические центры в человеческом теле, которые не видны обычным глазом, но играют очень важную роль в жизни человека. Выделяют семь главных чакр:

1. Муладхара – находится в основании позвоночника.

2. Свадистан – в крестцовой области.

3. Манипура – в области солнечного сплетения.

4. Анахата – в сердечной области.

5. Вишудха – в области щитовидной железы.

6. Аджна – в точке между бровями.

7. Сахасрара – на темени.

Каждая чакра – это центр тонкой энергии, которая поступает из определенного уровня бытия. Следовательно по числу чакр таких уровней также должно быть семь. У обычного человека активированы в основном три первые чакры, находящиеся под диафрагмой. Чем более духовно развит человек, тем более высокие чакры активируются в его теле. Космическая энергия поступает в человеческое тело и оживляет его, наполняет степенью и качеством здоровья. Болезни человека происходят от блокировки или неправильной работы энергетических центров, что нарушает правильную циркуляцию жизненной энергии в человеческом теле. Кроме физического, у человека существует множество тонких тел, которые также связаны с чакрами. Причины большинства заболеваний зарождаются в тонких телах человека, лишь на поздних стадиях своего развития проявляясь в физической форме. Лечение больной энергетики человеческого тела подвластно только просветленному человеку, который способен видеть духовным зрением чакры и циркулирующую через них энергию, диагносцировать существующие отклонения и лечить их, привлекая через свою волю космическую энергию.

Сайт управляется системой uCoz