С начала нашей эры в западный мир приходят идеи христианства, возникает новое мировоззрение и философия. В истории христианской философии выделяют два основных периода – патристику и схоластику. Но прежде чем переходить к их характеристике, коснемся общих идей христианской философии, в той или иной мере присущих всем средневековым философам.

 

§ 1. Общая часть христианской философии

 

Рассмотрим основные принципы христианской философии в рамках трех основных разделов философии – онтологии, гносеологии и аксиологии.

1. Онтология христианства. Есть Высшее Начало бытия – это Бог. Бог есть Личность, а не просто некий безликий и абстрактный принцип. Он вечен и безусловен. В природе Бога христианство выделяет три стороны, три ипостаси: 1) Бог-Отец – та ипостась Бога, которая лежит по ту сторону сотворенного мира, 2) Бог-Сын - аспект Бога, через который Он сообщается с сотворенным миром, 3) Бог-Дух-Святой – сторона Бога, связывающая воедино первую и вторую ипостась Бога. Триединая природа Бога выражается в христианстве в так называемом догмате троичности. Согласно этому догмату, три стороны Бога – это одновременно один Бог, и в то же время три самостоятельные личности. Бог одновременно един и тройственен (не един). Это противоречие. Но христианская догматика сознательно сохраняет такое противоречие и не пытается его как-либо преодолеть. Нераздельность и неслиянность Бога есть противоречие, выражающее сверхразумную природу Бога, не способную быть адекватно выраженной конечным человеческим разумом. Еще один важный догмат христианства – догмат творения. Бог сотворил мир из ничего (по латыни – ex nihilo). Здесь мы видим отличие идеи творения от античного образа демиурга, которому для сотворения мира понадобились материя и идеи. Христианский Бог настолько могущественный, что ему не нужно ничего, кроме него самого, чтобы сотворить мир. Это и значит, что Бог творит из ничего, т.е. до творения нет ничего, кроме самого Бога. Предшествуют творению мысли Бога о мире, образующие мир идей, Божественных первообразов мира. Бог творит мир, уподобляя его себе. Так как Бог свободен, то и мир получает свободу, возможность отпадать от Бога, погружаться в грех. В то же время цель создания мира – слияние мира с Богом без потери своей свободы. После сотворения мир отпадает от Бога. Грехопадение его оказывается столь глубоким, что требуется вмешательство Бога в мир и его спасение. Бог населяет мир бесконечным множеством существ. Все они образуют иерархию. В центре этой иерархии – человек. Над ним – ангелы, под ним – природа. Многие из этих существ также отпадают от Бога, в том числе и человек. Спасая мир, Бог тем не менее не снимает ответственности с него. Это выражается в суде над миром в конце времен и разделении его на две части, только одна из которых будет воссоединена с Богом, другая же пребудет в вечных муках отвержении от Бога. Человек – предмет особого внимания Бога, его боль и забота. Земля, как местопребывания человека, находится в центре Вселенной. Средневековое христианство принимало птолемееву систему мира, считая вселенную конечной.

2. Гносеология христианства. Познание истины есть познание Бога. Невозможно познать Бога-истину только разумом. Здесь первична вера как устремленность к Богу всего существа человека. Бога нельзя познать как объект, только достаточно сильно пожелав и сделав собственное усилие для его познания. Если Бог не захочет сам открыть себя человеку, то человек никогда не познает Бога, как бы он ни старался. Таким образом, Бог сам открывает себя человеку (познание как Откровение Бога). В то же время помочь в познании Бога могут правильный образ жизни и изучение Священного писания, хотя в конце концов Бог сам решает, кому открыться. Приняв в себя истины веры в акте откровения, только после этого человек может прояснить их разумом, не меняя их сущности. Таким образом, разум в христианстве играет подчиненную роль, он идет после веры. Основными источниками Откровения считаются (в порядке важности): 1) Священное писание (Библия) и предание (устная традиция церкви, передающаяся из поколения в поколение), 2) личный опыт Откровения в молитве, 3) откровение Бога через сотворенный им мир, природу (познание Творца через творение – так называемое естественное откровение).

3. Аксиология христианства. Аксиология – учение о ценностях и ценностном мире. Этот раздел в христианской философии составляет основную часть. Бог всеблаг и всемогущ. Зло идет не от Бога, но от слепой свободы твари. Бог до поры мирится с такой свободой для того, чтобы творение не по принуждению, но по своей собственной воле осознало правильность Божьего закона. О происхождении зла христианство говорит следующее. В начале времен от Бога отпал один из величайших ангелов – Люцифер, что значит «светоносный». Он был так велик и близок к Богу, что сам возомнил себя богом и решил создать свой собственный мир. Он увлек за собой большое число других ангелов, они были отвергнуты Богом и противопоставили себя Богу. Так возникло зло. С тех пор ангелы мрака борятся с Богом и являются главной причиной зла. Зло проникло в людей, превратило их жизнь в страдание, ослепило самих людей. Люди также стали все больше отпадать от Бога. Глубина этого падения оказалась настолько большой, что возникла необходимость в спасении людей. Возлюбив людей, Бог решил послать к ним Сына – воплощение своей сыновней ипостаси в образе человека. Бог воплотился в образе Христа и своей мученической смертью на кресте принял на себя грехи людей, после чего стало вновь возможным приобщение людей к Богу. Христос принес с собою истинное учение о Боге (благую весть - евангелие) и образовал Церковь – союз людей, воспринявших его учение и воплощающих его в своей жизни. Единство и силу Церкви Христос основал на таинствах, во время которых осуществляется приобщение членов Церкви Богу. Христос – не Бог и не человек, но Богочеловек. В нем непостижимо слиты, в то же время оставаясь раздельными Божественная и человеческая природа (догмат Богочеловечности). Христос – живое выражение совершенного человека, вершина человеческой истории. Основа проповеди Христа – учение о Божественной любви. Все преходяще в человеке, кроме любви к Богу. Любовь к Богу есть одновременно любовь к ближнему. Все люди – братья и сестры, дети одного отца. Цель человеческой истории – превращение государства (града Земного) в Церковь (град Божий). Это будет достигнуто лишь в конце времен, в момент второго пришествия Христа на Землю. Но перед этим в истории будет страшное время правления антихриста – антипода Христа, воплощения в человеческом образе сатаны. Христианство отрицает перевоплощение души и рассматривает посмертное существование человеческой души как состояние, подобное сну. В таком состоянии душа человека после смерит будет пребывать до конца времен, когда восстанут все мертвые, и все человечество предстанет перед Богом на страшном суде. Каждый человек обретет либо вечную жизнь, либо вечную смерть (идея второго рождения и второй смерти).

Такова вкратце общая часть христианской философии. В основном она воспроизводится каждым христианским философом, поэтому в дальнейшем я в большей степени буду останавливаться при характеристике отдельных мыслителей на тех положениях, которые так или иначе выделяют их среди всех остальных, выражают некоторую индивидуальность их философии.

Сайт управляется системой uCoz