§ 8. Китайская философия

 

Важнейший текст, оказавший большое влияние на китайскую философию и культуру – так называемая «Книга перемен» (И-цзин). В ней представлено учение о высшем начале, называемом «Великий предел» (Тайцзы), который образуется единством двух противоположных элементов Инь и Ян. ЯН – это начало активности и избытка, начало положительное (как «плюс» в электричестве) и беспокойное. ИНЬ – это, наоборот, начало пассивности и недостатка, начало отрицательное (как «минус» в электричестве) и покоящееся. Эти начала могут проявлять себя в самых различных качествах, процессах и состояниях (см. таблицу).

 

 

                  ЯН

       ИНЬ

                 Свет

                Тьма

          Возвышенность

          Низменность

             Динамика

             Статика

                 Сила

             Слабость

            Ясность ума

          Рассеянность

          Хорошая память

          Забывчивость

   Способность вспомнить

Способность запоминать

               Точность

      Неясность мыслей

            Живость ума

          Серъезность

           Удовольствие

        Неудовольствие

            Шумливость

       Состояние покоя

                Радость

                Печаль

            Возмущение

        Самообладание

             Активность

            Пассивность

           Агрессивность

Способность к восприятию

     Способность творить

           Консерватизм

            Беззаботность

           Осторожность

               Мужское

               Женское

              Выпуклое

               Вогнутое

         Лицевая сторона

        Тыльная сторона

                Чистота

               Нечистота

                  Тепло

                  Холод

                   День

                   Ночь

                   Лето

                   Зима

                   Небо

                  Земля

                   Горы

                Долины

      Высокие тона в музыке

    Низкие тона в музыке

      Сильные, долгие звуки

   Слабые, короткие звуки

    Области неба с большой  

       концентрацией звезд

    Области неба с малой

      концентрацией звезд

                   Суша

                  Океан

                    Утро

                   Вечер

 

Будем обозначать ЯН через 1, ИНЬ – через 0. Китайская философия утверждает, что из начал ЯН и ИНЬ состоит все. Эти начала могут образовывать разные комбинации между собой. Например, для двух вариантов мы получим четыре комбинации: 11 (ЯН-ЯН), 10 (ЯН-ИНЬ), 01 (ИНЬ-ЯН) и 00 (ИНЬ-ИНЬ). Для трех вариантов получим уже восемь комбинаций: 111, 110, 101, 100, 011, 010, 001, 000. Продолжая так и далее, мы можем получать все новые комбинации ЯН и ИНЬ, число которых будет стремиться к бесконечности. Китайская философия утверждает, что любое событие, процесс или вещь соответствует какой-то комбинации ЯН и ИНЬ – так образуется качественное разнообразие в мире. Здесь мы имеем дело с некоторым языком. Все, что есть, - это знаки этого языка. Например, летом, под вечер, мужчина сидит в долине. Лето – это ЯН (1), вечер – это ИНЬ (0), мужчина – это ЯН (1), долина – это ИНЬ (0). Описанное событие оказывается некоторой комбинацией ЯН и ИНЬ, например, 1010, или 1100, или еще какой-то (определить эту комбинацию в каждом конкретном случае очень трудно, для этого нужна большая мудрость). Таким образом, событие в данном случае становится знаком. Форма этого знака – само событие, содержание этого знака – та комбинация ЯН и ИНЬ, которая соответствует этому событию. Мужчина не просто сидит летом, под вечер, в долине, это событие теперь становится знаком определенного сочетания начал ЯН и ИНЬ. Все события, состояния, процессы, вещи – всё оказывается закодированным теми или иными сочетаниями двух высших начал, начал ЯН и ИНЬ. Комбинацию этих начал можно сравнить с аккордом в музыке – так за всеми процессами в мире звучит Музыка Мира, и любое состояние в мире – это аккорд в этой Мировой Симфонии. Преимущество такого подхода китайской философии к объяснению мира состоит в том, что язык ЯН и ИНЬ – это универсальный язык мира, та универсальная музыка, аккордами и мелодией которой передается все в мире. Познав этот язык, мы познаем некоторый «Всекосмический эсперанто», на котором говорит все живое и неживое.

В самой китайской традиции начала Ян и Инь передавались не нулем и единицей, а графическими символами: Инь – сплошной, Ян – прерывистой линией. Сочетания таких линий, написанных друг под другом, называются китайскими n-граммами. Если n = 2 – диграммами, n = 3 – триграммами, n = 6 – гексаграммами. Каждый процесс, как смена состояний, может быть представлен в виде последовательности n-грамм. Космический процесс образует вселенский космический ритм, в котором сложно переплетаются начала Инь-Ян. Такой ритм называется в китайской традиции Дао (Путь). Это некоторая вселенская музыка бытия, пронизывающая все начала. Можно строить свою жизнь в согласии Дао, и тогда жизнь человека достигает гармонии и полноты. Но обычно люди не способны услышать ритм Дао и постоянно отклоняются в своей жизни от него, испытывая страдания, напряжения и страсти.

В рассмотрении китайской философии остановимся кратко на двух школах – конфуцианстве и даосизме.

1. Конфуцианство. Основатель этой философии – древний китайский мудрец Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Его мудрые мысли и афоризмы собраны в сборнике «Лунь Юй». Конфуций проповедовал следование нравственным нормам и законам. Государство он рассматривал как большую семью, правитель которой – отец, все подданные – дети. Идеал человека Конфуций представляет в образе «благородного человека», который должен быть образован, неприхотлив в еде и одежде, избегать крайностей. Для улучшения общества имеют значение не столько законы, сколько хороший правитель, воспитывающий народ своим примером. Высшая и всеобщая форма общественного порядка – путь (дао). Конфуцианство проповедует веру в судьбоносное Небо и дух предков. Небо – олицетворение совершенного бытия, живущего в согласии с Дао. Со 2-го века до н.э. конфуцианство становится официальной религией Китая. Идеал благородного человека превращается в идеал образцового чиновника.

2. Даосизм. По легенде, даосизм был основан китайскими мудрецами Лао-цзы и Чжуан-цзы, которые жили в 4-м веке до н.э. Основное произведение даосизма – «Дао дэ цзин». Даосизм учит о великом законе-пути Дао, который должен ощутить и выразить своей жизнью человек. Для этого лучше уйти из шумного бестолкового мира и сделаться отшельником, вернуться к природе и вести жизнь простую и чистую. Слияние с Дао приводит к недеянию (у-вэй). Это не значит, что человек ничего не делает. Это лишь означает, что человек все делает в согласии с Дао. И тогда ему не приходится прикладывать собственных усилий при совершении действия, он сливается с ритмом Дао и движется его силой. Дао легче выразить в жизни отдельного человека, чем общества, поэтому человек для даосов выше общества и государства. Человек, сливший свою жизнь с Дао, становится сверхчеловеком, он действует как сила природы, стоящая вне условных человеческих ценностей. Даосская концепция человека – основа традиционной китайской медицины. Даосы искали средства продления человеческой жизни и обретения бессмертия. Даосское лечение основано на принципе стимуляции внутренних сил организма и приведении их в гармонию. Лечить необходимо не столько больной орган, сколько весь организм в целом.

 

§ 9. Немного о философии китайской медицины

 

В основе философии китайской медицины – учение о жизненной энергии организма (ци), циркулирующей по сложной системе каналов (меридианов), на которых расположены биологически активные точки – своего рода распределительные «краны» и регуляторы движения энергии. Энергия из окружающей среды входит в систему каналов человека, циркулирует по ним и затем излучается вовне. Болезни связаны с нарушением этого процесса, например, с затруднением поступления энергии извне, или с избыточным скоплением энергии в некотором канале и т.д. Лечение направлено на нормализацию процесса циркуляции энергии ци, для чего используются методы воздействия на активные точки введением тонких игл (иглоукалывание) или прижиганием областей активных точек. Эти методы требуют очень хорошей подготовки врача, в том числе чистоту и здоровье его собственного организма.

Идеи китайской медицины хорошо согласуются с принциами индийской медицины. Чакры можно представить как наиболее крупные центры на пути циркуляции жизненной энергии. Индийская медицина больше уделяет внимание этим центрам, в то время как китайская медицина – связанным с ними каналам циркуляции энергии.

 

Сайт управляется системой uCoz