§ 13. Античная метафилософия

 

В истории античной философии проходят перед нами разные проекты и виды синтеза как разные образы архэ:

 

- Генетическое архэ у милетцев

- Номологическое архэ у Гераклита

- Абсолютное 1-архэ в элейской философии

- Нумерологическое архэ (2-синтез) у пифагорейцев

- Элементное архэ (2-синтез) у элементаристов

- Принцип Абсолютного 2-архэ, открываемый софистами и Сократом

- Абсолютное 2-архэ Платона

- Абсолютное 2-архэ Аристотеля

- Духовное архэ, развиваемое в эллинизме

 

Все эти образы архэ – в свою очередь разные проявления и стороны некоторого идеального первообраза Абсолютного 2-архэ, в максимальной степени реализующегося в духовном архэ неоплатонизма.

Можно говорить о некоторой античной метафилософии, которая лишь фрагментарно считывает себя в конкретной истории философии. В ее развитии можно выделить два основных этапа – экстенсивный и интенсивный. Первый, экстенсивный этап развития, преимущественно выражается в некотором проявлении основных областей философского пространства античности. Здесь развитие идет как бы «вширь» - отдельные системы философии проявляют отдельные участки античной метафилософии, утверждая только свою точку зрения и отвергая все иные. В истории античной философии этот период примерно соответствует дософистической и досократической философии. Второй – интенсивный – период развития отмечен растущими синтезами ранее наработанных систем. Развитие вширь уже в основном исчерпывает себя, внешнее мноообразие приближается к своим границам, и дальнейшее движение возможно уже преимущественно по вертикали все более глубоких синтезов. Кризис софистики как раз знаменует собой такого рода смену направления философского развития – от преимущественно «горизонтального» к движению «по вертикали». Именно Сократ открывает принцип вертикального – синтетического – движения философии, выводит философию из кризиса и направляет ее по новому пути движения. С тех пор античная философия, хотя и продолжает временами свое горизонтальное расширение, уже все более главенствующим делает движение по собиранию ранее наработанного многообразия. Так это движение стремится к пределу интенсивного развития в лице максимального синтеза античной философии, который одновременно является максимальным проявлением полноты античной метафилософии в реальной ткани исторического процесса.

1) Онтология античной метафилософии. Есть три мира – мир материальных вещей, мир идей и мир Единого.

1.1) Материальный мир. Основа материального мира – материя, начало возможности, хаоса и движения. Есть материя-пространство, которое можно рассматривать как пустоту (и тогда она предстанет в виде пустоты атомистов) и как полноту, что ближе всего к элейскому единому в его материальном выражении. Материя-пространство содержит в себе атомы (микротела) и макротела – стихии и вещи. Каждое материальное тело

- состоит из атомов

- является сочетанием стихий

- обладает формой

Тела изменяются, участвуя в процессах. Каждый процесс определяется четырьмя причинами – материальной, формальной, деятельной и целевой. В своем бытии и движении тела определяются своими законами-логосами, которые являются частями единого Логоса. Логос определяет тела и процессы через числа. Тела и процессы образуют иерархии, на вершине которых находится высшее тело – Космос, и высший процесс – движение Космоса. Это движение периодично, проходит циклы от максимального смешения всех вещей до их максимального разделения. В то же время в мире есть и развитие, совершенствование вещей. Есть более и менее совершенные вещи: неживые тела < растения < животные < человек. У всех вещей есть принцип связи с высшей реальностью, миром идей, – душа. Душа связывает вещи с формой, числами, логосом. Космос конечен в пространстве и периодичен во времени. Он состоит из самоподобной системы миров-сфер. Все в Космосе подчинено Логосу как высшей необходимости.

1.2) Мир идей. Основа мира идей – совершенное идеальное бытие, начало формы, актуальности и покоя. К миру идей принадлежат

- числа и числовые структуры

- фигуры, формы вещей

- категории, качества, отношения

- монады (сущие) вещей

- законы-логосы

- цели, ценности, идеалы

Идеи образуют иерархию, на вершине которой находится высшая Идея-Единое-Благо, соединяющая в себе высшую форму, цель и Логос.

1.3) Единое. Единое представляет из себя максимальный 2-синтез, т.е. такое высшее единство, которое не противостоит, но вполне погружает в себя все многообразие расчлененного бытия материального и идеального миров.

2) Гносеология античной метафилософии. Познание есть выражение в сознании природы Единого, в том числе в его дифференциации на материальный и идеальный миры. Познание – это единство чувственного и рационального видов познания. В чувственном познании человеку дается мир материальных вещей, в рациональном познании – мир идей. Человек не в состоянии прямо познать истину, т.к. сознание человека привносит субъективные искажения. Поэтому нужны специальные методы познания – единство индукции (переход от чувственного познания к рациональному) и дедукции (переход от рационального познания к чувственному), диалектики и логики, метод синтеза крайних точек зрения (мнений).

3) Аксиология античной метафилософии. Человек – единство тела и души. Совершенный человек должен обладать совершенным телом и душой, быть членом совершенного общества. Совершенное тело – тело совершенной формы и функции. Душа человека есть единство растительной, животной и разумной души. Совершенная душа объединяет в себе принципы усовершения каждого вида души и их правильного порядка между собой. Основа совершенства – избегание крайностей, достижение собственного идеала и следование объективному порядку бытия. Подлинная свобода согласна с высшим законом. Достижение совершенного духа предполагает угашение низших страстей и достижение состояния невозмутимости. Та же формула совершенства во многом применима и к государству как социальному макросубъекту. Реализация совершенства осложнена искажением материи, что приводит к некоторой мере идеальной неполноты как максимума материальной реальности (идея «политии» у Аристотеля).

Сайт управляется системой uCoz